Текущее время: 26 фев 2018, 04:21

Часовой пояс: UTC + 3 часа





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
  Для печати | Сообщить другу Пред. тема | След. тема 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Культура полей погребальных урн
СообщениеДобавлено: 26 фев 2010, 00:05 
Не в сети
Автор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 окт 2009, 20:40
Сообщений: 531
«Наличие двух, сильно разнящихся обрядов - простого захоронения и кремации - трудно поддается объяснению».
Б. Рыбаков. «Язычество древней Руси».

В период бронзового века на территории Центральной Европы доминировала культура курганных погребений. От Рейна до Карпат распространился обычай хоронить людей в курганах, вначале в скрюченном виде на боку, а затем в вытянутом положении. Жителям этой культуры были свойственны и общие культурные признаки. Жилища они ставили на возвышенных местах, но отнюдь не с целью защиты от нападения врагов – поселения, как правило, стен не имели. С годами поднималась и уровень культуры жителей Европы. В разных концах этих земель существовали локальные варианты культуры курганных погребений. Отличались способы обработки металла, выделанной керамики, были различны, пусть и не столь высокие, уровни технологий.
И хотя европейские племена еще не знали железа, тем не менее, и это очевидно, шел медленный, но постоянный прогресс. «А дальше произошла очень интересная вещь. ВЕСЬ ареал культуры курганных погребений за какие-нибудь одну-две сотни лет, ну, может быть, чуть больше – точно мы не знаем – вдруг резко изменил погребальный обряд! И на огромной территории, от восточной Франции до Западной Украины, утвердилась единая культура» (А. Бычков, А. Низовский, П. Черносвитов, «Загадки Древней Руси»). Это культура полей погребальных урн.
Название дано по характерному признаку этой культуры – наличию могильников без насыпей, содержащих остатки трупосожжений, как правило, находящихся в глиняных сосудах, стоящих на дне могилы. Данная культура столь внезапно возникла в конце бронзового века, а вскоре у ее носителей появилась металлургия железа – изготовления железных орудий и оружия. Через некоторое время в могильниках стали появляться погребения сожженного праха без урн.
Наступивший железный век, без сомнения, ускорил развитие племен Европы. Однако на первых порах распространение железных вещей затронуло только племенную верхушку. До массового распространения железа было еще далеко.
О парадоксах появления новой культуры пишет и Ян Филип («Кельтская цивилизация и ее наследие»): «На рубеже 2 и 1 тысячелетий культура полей погребальных урн внезапно появляется в южногерманской курганной области и в значительной части Подунавья, в северо-западной части Швейцарии и в окраинных областях Франции. Ее южно-германско-швейцарский вариант все глубже проникает во Францию, а местами еще дальше. Всюду распространяется трупосожжение, всюду мы находим родственный культурный инвентарь». Филип продолжает высказывать свое удивление: «Невероятным кажется факт, что в период, который раньше обычно называли раннегальштаттским, а теперь почти все называют поздним или верхним бронзовым веком, на обширной территории значительной части Европы от Карпатской котловины на востоке до Англии на западе, а несколько позже вплоть до Испании на юге, появляется целый ряд локальных групп культуры полей погребальных урн».
Новой культуре оказались присущи и новые характерные черты в укладе жителей. Прежде всего, отметим появление новых селений (многие старые погибли в огне от каких-то захватчиков), часто размещенных в местах, удобных для обороны. Городища уже неплохо укреплены валами, сложенными из камней или бревен.
Еще один парадокс – «некоторые районы, занятые в период культуры погребальных урн, не были заселены ни прежде, ни позже, вплоть до средневековья, что еще раз указывает на повышенную плотность населения в позднем бронзовом веке» (В. С. Титов «История Европы с древнейших времен до наших дней»). Куда же исчезло население в наступившем железном веке? Ведь в гальштаттское время (ранний железный век) некоторые исследователи предполагают, что «численность населения кое-где превышала в среднем численность населения в настоящее время» (Ян Филип). Поразительно!
Наконец, золото. Его добыча развивается с началом эпохи полей погребения. Золото получает большую церемониальную и престижную ценность, попадает в руки высшей знати. Об этом свидетельствуют найденные могильники. Причем, это следует особо отметить, золотые изделия находят в первую очередь в мужских погребениях, что говорит об особом статусе мужчины в обществе той эпохи.
Следует отдельно остановиться на весьма любопытном сообщении Филипа, сообщающего о периоде расцвета культуры полей погребальных урн: «И как раз в это время на территории, простирающейся от восточной Франции и Швейцарии до Баварии, появляются многочисленные поселения на возвышенных местах, иногда и укрепленные, словно части населения приходилось здесь искать защиты и безопасности. Массовые находки бронзовых изделий, закопанных в то время в землю в восточной Франции и Рейнской области, также говорят о тревожном времени».
Когда речь заходит о находках археологов «многочисленных поселений на возвышенных местах», это не значит, что не было в предыдущее время других МНОГОЧИСЛЕННЫХ поселений, не найденных археологами по той причине, что они располагались на обычных, неприметных местах, к настоящему времени заросших травой. Одно дело найти остатки городищ с каменными валами, другое – остатки пожарищ, сровнявших поселения с землей. Эти слова следует отнести к найденным захоронениям курганной культуры (а находили больше на возвышенностях).
Поэтому фразу чешского историка следует понимать именно как информацию, что со сменой курганной культуры на культуру полей погребальных урн принципиально изменился подход к выбору мест для строительства таких поселений. Приоритетом в этом стала безопасность проживания. А массовые находки спрятанных бронзовых изделий как и говорят о вторжении каких-то врагов.
Мы имеем связку: резкая, ничем не обоснованная смена погребального обряда на громадной территории и явные симптомы какого-то нашествия.
Чем же объясняется такая смена погребального обряда? Ученые пытаются это объяснить коренным переломом у народов Европы представления о земном бытии и жизни в загробном мире. При сжигании душа быстрее улетала на небо. «Утверждается, что сжигание трупа подразумевает специфическую веру в мир неба, куда душа усопшего перемещается с помощью огня, вместо того чтобы спускаться в подземный мир или пребывать в могиле» (Гордон Чайлд. «Арийцы. Основатели европейской цивилизации»).
Объяснение неубедительное. Хотя бы тем, каким образом удалось в короткие сроки на громадной территории сменить у различных племен вековой обряд погребения умерших? «Способ избавления от мертвых часто рассматривается как один из самых характерных обычаев того или иного народа, который наиболее стойко сохраняется на протяжении долгого периода времени» (Г. Чайлд). Невозможна столь быстрая и массовая ломка сознания людей, живших еще в бронзовом веке. Даже скорость распространения всего лишь информации о таком новом обряде вряд ли была сколь-нибудь быстрой. А что могло заставить людей резко сменить родовые обычаи?
Даже если эта идея была столь прогрессивной, что племена не задумываясь переходили на новый обряд погребения, то почему через некоторое время началось возрождение некоторых элементов старой курганной системы? Причем это возрождение охватило опять же значительные территории Европы – от Франции до Чехии и далее на восток. При добровольном переходе на обряд сжигания с идеей загробной жизни такой возврат ничем не объясним. Говоря о таком возрождении, следует отметить, что в археологических следах погребальных обрядов постоянно наблюдалось сосуществование (с разным процентным соотношением, но с явным преобладанием кремации) обеих форм захоронения.
Есть еще одно утверждение о причинах перехода на кремацию. Дескать, предание земле умерших и насыпка над могилой небольшого кургана отнимало у племен лишнюю пахотную землю. Зато сжигание умерших экономило землю на создание кладбищ. А вырубка леса для расчистки земли под поля давало древесину для погребального костра. Логично? Только на первый взгляд. Много ли требовалось земли для могилы? Мало. Были ли непригодные для посева земли? Были. Наконец, при подсечно-огневом земледелии пустующих истощенных земель было очень и очень много. Поэтому и это объяснение историков надуманно.
Не правомерна и ссылка на христианство, столь негативно относящееся к сжиганию умерших. В начальные века новой эры оно еще никак не могло повлиять на такую странную метаморфозу в обрядах захоронения.
Вывод здесь может быть только один. Переход с обряда трупоположения на обряд трупосожжения мог быть только насильственным. Со временем, со смягчением обстановки, племена Европы стали постепенно возвращаться к старым обрядам предков, хотя уже и во многом забытым.
Но даже, если и принять столь фантастичную версию историков о кардинальном изменении сознания жителей Европы, все равно обряд сжигания умерших должен был занесен откуда-то извне. В настоящее время пока еще превалирует точка зрения, что обычай кремации был привнесен в Центральную Европу с Балкан, где он практиковался. Ряд исследователей убежден в том, что именно проникающие в Центральную Европу из карпато-дунайской области некие чужеземцы занесли данный обряд.
Однако примерно одновременно с этим на территории Паннонии появляются следы, относящиеся к более отдаленным восточным областям, к району Причерноморья. Их связывают с киммерийцами, которые, как считается, принесли в Паннонию и прилегающие области своеобразные детали конской сбруи, особого вида кинжалы и др. Но киммерийцы в основном своих умерших хоронили в небольших курганах, поэтому они никак не могли занести новый не свойственный им обряд погребения.
К тому же киммерийцы были кочевым народом. В то время как тот же Г. Чайлд высказал мнение, что в отличие от племен культуры курганных погребений жители новой культуры были в основном земледельцами, а скотоводство служило вспомогательной отраслью хозяйства. Правда, эта точка зрения по-прежнему оспаривается, но в любом случае в культуре полей погребальных урн скотоводство не получило преимущества перед земледелием.
Между тем именно район Дуная называется первоначальным центром распространения нового обряда захоронения. Итальянский ученый де Мишени считал, что это распространение произошло в результате переселения некой группы населения и что этими переселенцами были индоевропейцы, расселившиеся из долины Дуная. Ряд других ученых родоначальниками нового обряда уверенно называют кельтов. По крайней мере, распространение этой культуры по территории Франции (и далее в Испанию) приписывается кельтам. В то же время, следует отметить, что в Скандинавии и в Северной Германии местное население стало сжигать своих мертвых примерно в то же самое время. В Скандинавии же кельты никак не могли «наследить».
Пожалуй, самая интересная фраза у Г. Чайлда – «Замена трупоположений на обряд кремации не сопровождалась никакими этническими изменениями». Действительно, у многих ученых в целом бытует мнение, что распространение обряда кремации и погребения пепла в урнах не связано с миграцией одного какого-либо народа.
Г. Чайлд сообщает, что «во многих случаях обряд трупоположения уступает место кремации без всяких других признаков разрыва преемственности в развитии культуры или присутствия новой расы», а «вещи, найденные в сравнительно более поздних круглых курганах эпохи средней бронзы, скрывающих под собой сожженные кости, не содержат никаких признаков проникновения новых групп населения из Центральной Европы или откуда-нибудь еще».
Это утверждение должна подтвердить и археология. «Скандинавские археологи решительно настаивают на полной непрерывности культурного развития между эпохой трупоположений и последующим периодом кремации в бронзовом веке в Дании и Швеции».
Довольно убедительно, однако поспорю, приведя слова того же Чайлда: «Приведенные факты сами по себе не вызывают сомнения, но это – далеко не все факты». Прежде всего, следует отметить, что указанный период средней бронзы еще относился ко времени культуры курганов и наличие сожженных костей ни в коей мере не следует относить к культуре полей погребения.
Основная ошибка ученых заключается в том, что они считают, что гипотетически отрицаемые ими пришельцы должны были на равных основаниях с местными племенами оставлять следы своей деятельности в найденных могильниках. Но почему на равных? Немногочисленные пришельцы-захватчики никак не должны были уравнять в правах себя и покоренное ими местное население. Последнее в таком случае было лишено культурных новинок пришельцев.
Антропологическая преемственность ряда захоронений по обряду трупоположения (в период уже железного века) с погребениями курганной эпохи (бронзовый век) также не может свидетельствовать об отсутствии в промежуточный между ними период, отмеченный обрядом кремации, некой новой расы (пришельцев). Дело в том, что обряд кремации не может дать сколь-нибудь значимых антропологических материалов, он не оставляет костных материалов. Тела-то сжигались. А частичное восстановление (возрождение) обряда трупоположения, как и найденные в период повсеместной кремации отдельные могилы с ингумацией, следует относить к сохранившимся после иноплеменного вторжения остаткам несмешанного с пришельцами местного населения. Тем более что пришельцы составляли незначительную часть от общего количества населения Центральной Европы. Основная масса потомков пришельцев падала на детей от туземных женщин.
В социальном положении между потомками пришельцев и местным покоренным населением должна была быть значительная разница, точнее, пропасть. В то же время при родовом строе, который существовал у племен полей погребальных урн, резкого, значительного расслоения среди членов племени (если, как в первом случае, верхушка племени не была потомками захватчиков) еще быть не могло. Что же нам говорят историки? «Существует точка зрения, согласно которой кельтская знать явилась лишь узкой господствующей прослойкой, подчинившей себе местное население… Так или иначе резкая противоположность между верхушкой общества и его низами остается для этого времени определяющим фактором» (Ю. К. Колосовская, С. В. Шкунаев «История Европы с древнейших времен до наших дней». Сделаем вывод: приведенные слова явно свидетельствуют в пользу первого варианта.
Этот вывод подтверждает и археологическая находка погребения середины I тыс. до н. э. в Бычьей Скале в Моравии. «Здесь в преддверии пещеры на месте, где прежде была кузница, совершено богатое захоронение аристократа. Погребение содержит большое кострище, в центре которого находились кремированные останки «князя». Это кострище окружено 40 скелетами мужчин, женщин и детей (недавно в результате дополнительных остеологических исследований установлено, что они были предварительно расчленены в ходе жертвоприношений). В захоронении найден также набор металлических сосудов (котел с человеческим черепом и таз с обугленным зерном), алтарь с отрубленными руками и черепом, скелеты двух коней в сбруе, остатки сгоревшей боевой колесницы, бронзовое навершие скипетра, а также украшения, оружие и бронзовая статуэтка быка (А. Р. Канторович «Ранний железный век в Западной и Средней Европе»).
Отдельно отметим фигурку быка, в чьем облике обычно представал верховный бог семито-хурритских племен Баал (Ваал), которому и приносились человеческие жертвы из числа жителей покоренных племен. Что мы наглядно видим в приведенном тексте.
Впрочем, археологам еще повезло, что могила оказалась не разграбленной. А могло быть так, как произошло с могилой зарубинецкого времени, когда были найдены только головы жертв: «Своеобразным является захоронение одних только голов трупов; с этими отчлененными от туловища черепами найден богатый инвентарь» (А. Рыбаков. «Язычество древней Руси»).
Почему-то такая простая мысль (об уничтожении огнем материальных следов пришельцев) у историков напрочь отсутствует. В то же время, в поисках причин появления культуры кремации они не исключают «вероятность того, что где-нибудь в доисторические времена жил народ, который всегда кремировал своих умерших, но по этой самой причине и еще потому, что использовал вещи из недолговечных материалов, таких как древесина и кожа, он остался неизвестным археологам» (Г. Чайлд).
Традиционной истории свойственна методика «подгонять» решения тех или иных исторических загвоздок, а затем, через некоторое время, выдавать эти надуманные решения за уже известную истину. Вот, к примеру, в начальный период культуры полей погребальных урн в отдаленных от нее регионах (Крит, Сирия, Кипр, Египет) появились центральноевропейские бронзовые изделия. Это же время известно падением микенских городов, государства хеттов, нашествием на Египет народов моря, даже падением Трои. По альтернативной версии все эти события, как и появление культуры, связанной с кремацией, являются историческими дубликатами Нашествия. Появление бронзовых изделий как раз и связано с событиями семито-хурритского вторжения и последующей активизации торговых связей по территории, затронутой Нашествием. А историки, недолго думая, на основании таких вот находок предположили, что центральноевропейские племена вторглись на Балканы и привели в движение весь Восток. К счастью, эта теория не получила своего дальнейшего развития.
Наконец, «значение культурно-исторической общности полей погребальных урн в истории Европы состоит в том, что она находится в начале развития, уже не прерываемого более, в конце которого на сцене появляется большинство исторических народов Европы» (В. С. Титов). Замечательнейшее утверждение. Вряд ли его автор предполагал, что появится альтернативная версия истории, кардинально отличающаяся от традиционной. По АВ переломным событием в европейской (и не только европейской) истории было вторжение семито-хурритских племен, завоевавших большую часть европейских земель. Именно с периода Нашествия ведется известная нам история Европы, появляются государства и образуются народы, прообразы современных европейских наций. По АВ культура полей погребальных урн и создана явлением Нашествия. С тех пор развитие Европы более НЕ ПРЕРЫВАЛОСЬ и дало «большинство исторических народов Европы».


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура полей погребальных урн
СообщениеДобавлено: 24 ноя 2013, 13:21 
Не в сети
Зарегистрирован
Цитата

Зарегистрирован: 29 июл 2013, 13:12
Сообщений: 24
Просто первобытнообщинный строй сменился на рабовладельческий... Аборигены-мужчины или были вырезаны, или убежали, или стали рабами, аборигенки - рабынями и (или) наложницами, а новые хозяева земель наслаждались жизнью. У историков, которых я читал, переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому описан очень скупо, а ведь это изменение мировоззрения, моральных ценностей - стоит посмотреть хотя бы "Апокалипсис" Мела Гиббсона, чтобы понять пропасть между мировоззрением раба/рабовладельца и свободного человека. И, на мой взгляд, это рабовладельческое мировоззрение может быть только привнесенным извне - до него самые разнообразные племена вполне мирно уживались вместе. Впрочем, в "Насшествии" это описано гораздо более подробно и доказательно.

А дальше пошла развиваться та цивилизация, в которой мы сейчас живем...

_________________
Никогда не спорьте с идиотами.
Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом.
Марк Твен.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура полей погребальных урн
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2013, 19:40 
Не в сети
Зарегистрирован
Цитата

Зарегистрирован: 03 дек 2010, 08:52
Сообщений: 80
Откуда: Ярославль
Олег писал(а):
Аборигены-мужчины или были вырезаны,
Несколько непонятно о ком Вы пишите. Кем вырезаны, где и когда?

Олег писал(а):
в "Нашествии" это описано гораздо более подробно и доказательно
Это книга ФиН? Я точно не помню всех их названий, дайте ссылку, плиз.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура полей погребальных урн
СообщениеДобавлено: 25 ноя 2013, 19:50 
Не в сети
Автор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 окт 2009, 20:40
Сообщений: 531
"Нашествие" - это моя серия книг: "Хазарское безумие", "Суровые законы", "Пепел Клааса".

По первому Вашему вопросу ответ в книгах серии.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Текст сообщения:
Введите текст вашего сообщения. Длина сообщения в символах не более: 60000

Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: :geek: :ugeek:
Размер шрифта:
Цвет шрифта

 • Добавить изображение
Настройки:
BBCode ВКЛЮЧЕН
[img] ВКЛЮЧЕН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЕН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки
Подтверждение отправки
Для предотвращения автоматического размещения сообщений, на этой конференции необходимо ввести код подтверждения. Код отображён на картинке ниже. Если из-за плохого зрения или по другим причинам вы не можете прочесть код на картинке, свяжитесь с администратором
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Код не зависит от регистра, символа нуля в нём нет.
 


Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron




Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Style supported by CodeMiles Team.