Текущее время: 28 мар 2024, 16:15

Часовой пояс: UTC + 3 часа





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
  Для печати | Сообщить другу Пред. тема | След. тема 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Китайский поход Угэдэя
СообщениеДобавлено: 16 июл 2011, 10:44 
Не в сети
Автор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 окт 2009, 20:40
Сообщений: 528
В 1229 году на курултае сын Чингизхана Угэдэй был провозглашен верховным ханом (кааном). На следующий год он возглавил монгольское войско в походе на Китай. В различных исторических трудах подробно описывается ход военных действий. Но почему-то никто не обращает внимания на явные странные действия монгольских военачальников.
Монголы почему-то свое огромное войско, направленное против сил китайского императора, несколько лет назад уже основательно побитого и потерявшего большую часть своих городов, разделили на две части. Одна часть, во главе которой были Угэдей и Тулуй, шла по прямой к центру императорских земель, а другая пошла по весьма странному маршруту. Она двинулась в обход, предполагая пройтись по землям Южного Китая: Шэньси, Сычуань, а оттуда выйти к столичному Кайфыну с юга. Зачем такие сложности? Мне этот маршрут чем-то напоминает версию о том, что Батый пошел на Русь с целью обойти половцев с тыла.
Теперь посмотрим, что нам поведает об этом походе Рашид ад-Дин. Угэдэй «взял с собой вместе с ОГРОМНЫМ войском Тулуй-хана…, племянников и сыновей Тулуй-хана с двумя туманами он отправил через ТИБЕТ, а сам шел прямой дорогой». Тибет находится в совсем другой стороне Китая относительно китайской столицы Кайфына (город всего в 500 километрах от Желтого моря).
Обходный поход «через Тибет» шел по провинции Шэньси. Относится ли она к Тибету? Провинция хоть и гористая, но расположена не в Тибете, а на Лёссовом плато (Лёссовой равнине). Это плато (или равнина) было одним из основных районов формирования китайской нации, так как отличалось высочайшей плодородностью почв. Никак нельзя отнести эту провинцию к высокогорному Тибету.
Читаем дальше: «Так как путь каана был ДАЛЬНИМ, то в том году Тулуй-хан несколько продвинулся в путь, а на другой год… у воинов не осталось продовольствия и припасов, и они сильно изголодались и отощали. Дошло до того, что ели человеческое мясо, всех животных и сухую траву».
Дальний путь? Карпини и Рубрук такое расстояние преодолевали (по ТВ) за 2-3 недели. А тут за год не пройти и половины пути. Да и районы, по которым шли монголы, были плодородными, отощать не с чего было.
Да, странная эта традиционная история. А далее странностей не меньше. Однако не буду вдаваться в дальнейшие детали, а попробую предложить альтернативную версию трактовки похода Угэдэя и Тулуя. Поход этот был, конечно, не против Северного Китая, а всего лишь против остатков кара-китайских владений еще не захваченных монголами во время похода Чингизхана. Скорее всего, речь идет о землях современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Союзником монголов выступали владетели Мачина – района непосредственно примыкающего к северным предгорьям Тибета (к югу от пустыни Такла-Макан). По ТВ же Мачин – Южный Китай.
Отмечу, что Рашид ад-Дин сообщает, что Мачин монголы называют Нангяс. Однако, как я уже раньше писал, Нангяс, скорее всего, район Ферганской долины. Почему же Рашид ад-Дин объединяет Мачин и Нангяс? Или все-таки Мачин не Нангяс? Обратимся к примечаниям к труду персидского историка. Читаем: «Нангяс – южане, от кит. нань-цзя (*нань-гя) – «южанин» и монгольского показателя множ. ч. -с».
Для монголов, обитавших в районе озера Балхаш, и район Мачина и район Ферганской долины населяли «южане», т. к. те располагались далеко к югу от них. Но откуда китайское слово у монголов? Думаю от китайцев, которые были в окружении монгольских ханов и играли там значительную роль. Наконец, у Рашид ад-Дина есть строки про тангутов, что их страна «расположена у большой горы, которая находится перед ней; ее называют – Алсай. У окраин этой страны расположен Хитай. [Народности:] – нангяс, манзи и чинтимур обитают поблизости этой страны».
Итак, нангяс и манзи все же, оказывается, не одно и то же. Это во-первых. Во-вторых, тангуты согласно ТВ обитали к северу от Северного Китая (Хитай по ТВ) и никак Нангяс, Манзи (Мачин) не мог быть поблизости от тангутов, так как Северный Китай должен быть буфером между ними. Ну, и в-третьих, обращу внимание на трактовку названия горы Алсай, сделанную известным востоковедом И. Березиным (о чем, кстати, сообщено в комментариях к тексту Рашид ад-Дина). У Березина Алсай – «анкшай (по его чтению – Инь-шань)».
Нетрудно заметить практическую идентичность топонима по Березину - «Инь-шань» и названия горной системы Тянь-Шань. По АВ тангуты жили в районе Кашгара. А Кашгар лежит в предгорьях Тянь-Шаня, т. е. действительно расположен «у большой горы», называемой Алсай=Инь-шань=Тянь-Шань. К юго-востоку от Кашгара по АВ жили мачинцы (манзи), а к западу был Нангяс – Ферганская долина.
Поход Угэдэя и Тулуя против осколков кара-китайцев (по АВ) с самого начала должен был быть тяжелым и длительным: между ними лежали высокие горы и пустыня. Здесь действительно трудно было найти пропитание для войска и сцены каннибализма, описанные Рашид ад-Дином, вполне могли иметь место. Надо полагать, что основное монгольское войско шло через горы Тянь-Шань, пройдя их либо через пустыню Такла-Макан, либо делало большой крюк, ее огибая.
Вторая часть войска, направленная «через Тибет», шла со стороны киргизских гор, миновав которые монголы могли выйти к кара-китаям с тыла. То, как описывает обстоятельства монгольского похода Рашид ад-Дин, очень похоже на предлагаемый АВ район, но отнюдь не на район Китая.
Кстати, как много могло быть монгольских войск? Для такого трудного похода (в том числе и в вопросах снабжения войск продовольствием и лошадей кормом) монголов не могло быть много. Хотя Рашид ад-Дин и называет войско Тулуя огромным, дальше он, описывая схватку с китайцами на перевале, говорит, скорее, об обратном.
Судите сами. «Когда Тулуй-хан приблизился к местности Тунь-гуань кахалка, то он подумал: «Поскольку это место представляет собой тяжелый перевал и трудный проход среди гор, то, без сомнения, враг его захватил и охраняет, чтобы через него нельзя было пройти». Так оно и было. Когда он туда прибыл, три тысячи всадников войска Алтан-хана, во главе с Кадай-Рангу и Хумар-Такударом с несколькими другими эмирами, стояли, построившись в круг, по ту сторону поля и на нижних склонах гор, оградившись тыном, в боевом порядке, выжидая боя. Они очень тщеславились и рассчитывали на свою многочисленность и на малочисленность монголов. Когда Тулуй-хан увидел, что их много, он вызвал на тайную беседу [одного] из своих эмиров».
И еще: «Благодаря своей многочисленности и превосходству и малочисленности войска монголов спесь и надменность засели в их мозгу». Как видите, монголов в войске Тулуя было намного меньше, чем три тысячи человек. Об «огромном войске Тулуй-хана» и речи быть не может. Хотя еще было главное войско во главе с Угэдэем, думаю, оно тоже не отличалось многочисленностью.
Отступая, Тулуй назначил в арьергард Тукулку-Чэрби «с тысячью конных». Вряд ли речь идет о тысяче воинов. Если трехтысячное китайское войско было намного больше войска Тулуя, то сторожевой отряд Тукулку-Чэрби был совсем небольшим, т. к. основная масса немногочисленного монгольского войска ушла с Тулуем. Я уже раньше высказывал предположение, что монгольские тысячи представляли собой не тысячу воинов, а тысячу монголов (воины, женщины, старики, дети), которые выделяли из своей среды уже непосредственно воинов и содержали их. То есть монгольская тысяча на самом деле давала 100-120 воинов в максимальном приближении.
Читаем далее: «Внезапно китайцы ударили на Тукулку-Чэрби, который охранял тыл. Впереди был ручей и болото. [Китайцы] сбросили туда сорок человек монголов и перебили [их]». Читая эти строки, понимаешь, что гораздо лучше верится, если признать, что в «тысяче» Тукулку-Чэрби было не тысяча воинов, а на порядок меньше.
Тем временем основной отряд монголов во главе с Тулуем успел оторваться от китайцев (конечно, речь идет о кара-китаях), а последних застала непогода. «Позади монголов начался дождь, а в последний день пошел снег и прибавились [еще] холодный ветер и метель. Китайское войско, увидев летом такой холод, какого они никогда не видали зимой, оробело и пришло в ужас. Тулуй-хан приказал, чтобы воины каждой тысячи отправились в отдельную деревню, ввели бы лошадей в дома и покрыли бы [их], так как нельзя было двигаться из-за крайней жестокости ветра и метели. А китайское войско, в силу необходимости, остановилось посреди степи в снегу и метели. Три дня совершенно нельзя было двигаться. На четвертый день, хотя еще шел снег…». Нетрудно заметить резкий перепад погоды, свойственный высокогорным районам. География альтернативной версии просто замечательно вписывается в картину, данную Рашид ад-Дином.
Здесь, как видим, говорится, что основной отряд Тулуя делился на тысячи («Тулуй-хан приказал, чтобы воины каждой тысячи…»), при этом, ранее сообщалось, что трехтысячный отряд китайцев был намного многочисленней монголов. Сделаем теперь уже окончательный вывод: численность монгольской «тысячи» была намного меньше тысячи воинов.
Дальше персидский историк при описании продолжения похода, говорит, что «прибыло из Нангяса многочисленное войско…, и вместе они выступили против китайцев; с обеих сторон построили ряды». По АВ данный текст говорит о прибытие войска мачинцев, которые выступили в качестве союзников монголов и осадили кара-китаев с противоположной стороны.
Спустя несколько лет Угэдэй направил монгольское войско «в Мачин, который называют Нангяс». Здесь опять видим упоминание Мачина, как страны южан. Монгольские войска «разграбили по пути области Тибета». Никак не лежал Тибет по дороге на Мачин традиционной истории, зато по АВ действия монгольских войск вполне объяснимы.
Почему же персидский историк несколько раз отметил, что монголы использовали слово китайского происхождения – «нангяс», хотя по АВ монголы еще не вторгались на земли Китая? На этот вопрос есть ответ у Рашид ад-Дина в рассказе, посвященном сыну Чингизхана Чагатаю.
«У Чагатая было два наиба: имя одного было Везир, а другого – Хабаш-Амид. А обстоятельство дела Везира таково: он был родом из Китая и был служителем лекаря-китайца, состоявшего при Чагатае. После смерти того лекаря он стал пастухом Кушук-нойона, [одного] из эмиров Чагатая. Случилось так, что однажды Чагатай расспрашивал того Кушук-нойона из племени джалаир, который был стар и обладал опытом и был осведомлен о прежних делах, об обстоятельствах Чингиз-хана и о том, какую область тот завоевывал каждый год. Так как он хорошо не помнил, то отправился домой и стал расспрашивать каждого из челядинцев о том, как обстояло дело. И каждый говорил то, что ему было известно. Этот упомянутый китаец, который был его пастухом, слушал снаружи жилья и ОБЪЯСНЯЛ, ЧТО БЫЛО В ТЕХ РАССКАЗАХ ВЕРНО И ЧТО НЕВЕРНО. [Он объяснял] таким образом, что и тем людям стало ясно и ВСЕ ОНИ СОГЛАШАЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО ОН РАССКАЗЫВАЛ».
Иначе говоря, сочинял, трактовал прошедшую историю так, как это было приятно монголам. Если по прошествии десяти-двадцати лет монгольские ханы и эмиры уже плохо помнили о делах не так давно прошедших лет, то откуда об этом знать пришлому чужаку из Китая, слуге лекаря-китайца, пастуху?
«Кушук позвал его внутрь и спросил: «Откуда ты получил сведения об этих делах?». Он вынул свиток, куда он изо дня в день заносил все происшествия и истории, которые были ему желательны». Неплохой литератор с хорошо развитой фантазией этот китаец, как видите. Этим он и приглянулся Чагатаю.
«Так как Чагатай очень любил билики и мудрые изречения, то ему понравились его слова и речи, он потребовал от Кушука этого китайца и сделал его своим приближенным. За короткое время он совсем осмелел на службе [Чагатая], стал влиятельным и прославился. Каан узнал его ловкость и одобрял ее. Так как он считал его приближенным Чагатая, то назвал его Везиром. Этот Везир был низенького роста, жалкий на вид, но очень отважный и острый на язык, находчивый и красноречивый. В еде и питье был очень силен. Его положение достигло такой степени, что он сидел выше большинства эмиров».
Но ведь кроме Чагатая были и другие знатные монголы? Почему же вся трактовка монгольской истории сводится к Чагатаю и его главному историку китайцу Везиру? Дело в том, что Чингизхан перед смертью завещал своим сыновьям: «Кто хочет хорошо знать ясу, правила, закон и билики, пусть идет к Чагатаю». А хранитель монгольской истории Чагатай все отдал на откуп пастуху-китайцу, находчивому и красноречивому.
С этого китайца Везира и пошла гулять монгольская история в китайской трактовке. Отсюда и китайские названия отдельных местностей и городов. А завершил формирование традиционной версии монголов и истории Чингизхана китаец Пулад Чжэн-сян, который был главным источником сведений для Рашид ад-Дина.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Китайский поход Угэдэя
СообщениеДобавлено: 22 апр 2013, 05:29 
Цитата
Историческую географию учили бы, что ли. Тангуты населяли нынешние провинцию Ганьсу и автономный район Нинся а также часть нынешней Внутренней Монголии, что надежно верифицируется письменными источниками и археологией.

Таким образом, в районе Кукунора и Цайдама происходил их контакт с тибетцами, с севера - с монголами, на западе - с уйгурами. На востоке граничили с Шаньси и Шэньси, на юго-востоке - с Сычуанью.

Маньцзы - это "южные варвары", т.е., неханьские народы, населявшие Сычуань и Юннань. Они известны уже в источниках династии Хань. В период троецарствия небезызвестный Чжугэ Лян отказался приносить людские жертвоприношения духу реки Янцзы, взамен пожертвовав "маньтоу" - мучное блюдо, дословно "голова варвара".

Нангясы - просто "южане", без отношения к их этнической принадлежности. Значительная часть Южного Китая во времена монголов была "варварская". Тайцы, например, еще на территории Юннани обитали.


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Текст сообщения:
Введите текст вашего сообщения. Длина сообщения в символах не более: 60000

Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: :geek: :ugeek:
Размер шрифта:
Цвет шрифта

 • Добавить изображение
Настройки:
BBCode ВКЛЮЧЕН
[img] ВКЛЮЧЕН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЕН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки
Подтверждение отправки
Для предотвращения автоматического размещения сообщений, на этой конференции необходимо ввести код подтверждения. Код отображён на картинке ниже. Если из-за плохого зрения или по другим причинам вы не можете прочесть код на картинке, свяжитесь с администратором
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Код не зависит от регистра, символа нуля в нём нет.
 


Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron




Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Style supported by CodeMiles Team.