Текущее время: 27 май 2018, 08:05

Часовой пояс: UTC + 3 часа





Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
  Для печати | Сообщить другу Пред. тема | След. тема 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Стрекоза и муравьи. Исаак Бабель
СообщениеДобавлено: 29 окт 2009, 00:25 
Не в сети
Автор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 окт 2009, 20:40
Сообщений: 531
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля… Погляди, – поет и пляшет вся Советская страна» – строки этой песни, написанной в 1937 году быстро стали популярными. Не знаю, кто-то, наверное, пел и плясал, а кто-то плакал, потому что в этом самом 1937 году народный комиссар внутренних дел Николай Иванович Ежов взял за горло своими «ежовыми рукавицами» всю страну. Боялись многие, очень многие. Не все, конечно. К примеру, русский советский писатель Исаак Бабель его совсем не боялся. Глупо бояться, если любимая жена наркома была любовницей писателя. Впрочем, это дело темное, может она и не любовница, а скажем, подруга.
О Бабеле мы знаем много и… почти ничего. Более-менее правдивую картину дают воспоминания очевидцев. Изучать его биографию по произведениям писателя – значит попасть под влияние особого писательского мира, где правда переплетается с вымыслом, а память стремится исправить ушедшие события.
Бабель (так по-еврейски произносится Вавилон) родился в Одессе. В детские годы его дед был убит во время еврейского погрома. Впрочем, был ли погром? Толерантный германский историк Рейнхард Крум, автор книги «Исаак Бабель» в интервью на «Эхе Москвы» сказал: «Он пишет, что были погромы, что его отец страдал. Мы не знаем. По-моему, это не так, он просто так писал».
Учеба на дому, с изучением, конечно, Талмуда. Свободное владение идишем, русским и французским языками, учеба в киевском институте финансов и предпринимательства. Идет война, парню уже 21 год – Бабель все бросает и в 1915 году нелегально едет в Петербург.
Литература! Вот о чем мечтает молодой Бабель. В Петрограде он встречает Горького, который его благословляет и отправляет «в люди», учиться жизни. Правда это или нет – здесь опять же основной источник рассказы Бабеля. В рассказе «Начало» он так описывает Горького: писатель поразил его «синевой маленьких и твердых глаз». Зато у Бунина Горький другой: «рыжий парень с зеленоватыми, быстрыми и уклончивыми глазками». И еще: «с легкостью вызывая даже слезы на свои зеленоватые глаза». Не знаю, возможно, это не существенно, может, кто-то из двух писателей был дальтоником, а может, просто полет фантазии.
Далее – более интересно. Революция, служба в ЧК. Корреспондент в Первой Конной. Продразверстка, работа в губкоме. Наконец, вышли первые рассказы начинающего писателя. Впрочем, не совсем первые. Еще до революции Бабель писал, но в основном порнографию (по тем меркам, конечно). Даже под суд должен был идти, но спасла революция.
О чем его произведения? «Все вокруг живо интересует Бабеля: полная своих тревог и житейских проблем жизнь городских проституток, беглых евреев и просто обыкновенных обывателей, и он рассказывает о ней читателю спокойным и доверительным тоном» (с сайта «Книжное обозрение»).
Исаак Бабель – русский советский писатель. Действительно – русский, потому что он писал на русском языке. Но русским он не был. Ни по крови, ни по духу. Еврей по происхождению, был ли он евреем по мыслям, по поступкам? Сложный вопрос. Смог бы на него ответить сам писатель?
Сейчас за него пытаются ответить другие, но насколько они правы? Давид Маркиш написал книгу «Стать Лютовым: Вольные фантазии из жизни Исаака Эммануиловича Бабеля». Владимир Радзишевский по ней написал статью «Еврей на коне». «Детский сон Иуды Гросмана (так назван здесь Бабель) заполнен мечтой отвоевать Иерусалим для евреев. А для этого надо научить их всех «скакать верхом и стрелять из ружья, как это делают гои», и «убивать не только на бумаге». «Я буду сильным, как гой, смелым, как гой, лютым, как гой. И все-таки я останусь евреем, евреем на коне», – грезит мальчик… И лет через двадцать он уже на коне, во всяком случае в Первой Конной армии: сначала в редакционном вагоне бронепоезда, затем на санитарной тачанке... Помните, он хотел при этом остаться евреем».
В очерке Аркадия Львова «Мистификации и метаморфозы Исаака Бабеля» чувствуются нотки поиска «еврейства» в Бабеле. А получается, как мне кажется, иначе.
«Когда на глазах его рвут священные свитки Торы и примеряют под конскую сбрую кожаные ремешки филактерий, он возмущается и негодует, как возмущался бы и негодовал на его месте всякий порядочный человек». Здесь Бабель возмущен не как еврей, воспитанный в иудейской вере, а именно как порядочный человек.
Его происхождение и воспитание остановило непотребство и хамство. Но вот – парадокс или что иное – в той же «Конармии» мы видим совсем иные строки, отвратительно описывающие христианский иконостас: «Угодники – бесноватые нагие мужики с истлевшими бедрами – корчились на ободранных стенах, и рядом с ними была написана российская богородица: худая баба, с раздвинутыми коленями и волочащимися грудями, похожими на две лишние зеленые руки». Здесь уже ничто не могло его остановить.
Впрочем, сколько крещеных в детстве людей действовали также? Вот еще один любимчик Горького поэт Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов). Наверное, не случайно, Горький считал его лучшим поэтом советской эпохи – все свое «творчество» поэт посвятил глумлению и уничижению всего русского в душах людей. Глумился над всем, над Христом, над церковью, над русской историей.
Прекрасно ему ответил Сергей Есенин:
«Но ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел Его своим пером нимало,
Иуда был, разбойник был, тебя, Демьян, лишь не хватало.
Ты сгусток крови у Креста копнул ноздрей, как толстый боров,
Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов...»

Бабелю никто не возразил. Разве что знаток лошадей Буденный: «Требую защитить от безответственной клеветы тех, кого дегенерат от литературы Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти». Но поругал вовсе не за эти строки, не понравилось прославленному полководцу что герои «Конармии» получились у Бабеля не сколь героичными, как требовалось.
Бабель несколько раз выезжал в Европу, там жила его первая жена Евгения Грофайн с маленькой дочкой. Мог остаться – не остался: «он спросил – а что я должен делать во Франции? ездить на такси? Стать водителем? Я не буду» (Р. Крум). А как же его популярность в европейских кругах? Популярность – была, но она искусственна. Бабель, я думаю, это понимал и совершенно искренне на весь Союз заявлял, что в любой другой стране он бы «давно подох с голоду». В Европе Бабелю литературой и сибаритским характером было бы не прожить. Там работать надо, пробиваться локтями, а не шляться по знакомым или посещать сомнительные места: «Но ведь здесь очень интересно» (воспоминания Эренбурга).
Принято думать, что Бабель был самым нищим из советских писателей, не имея даже собственного угла. Действительно, в 20-е годы тому есть немало примеров. Но почему это произошло? Все дело в характере писателя. Не было у него постоянства, вот потому он не закрепился ни в ЧК, ни в губкоме, да… нигде, пожалуй. Бабель – как крыловская стрекоза из басни «Стрекоза и муравей». Он хотел бы (впрочем, кто не хочет? Где найти в количестве «отцов Сергиев»?), но стрекозиный характер мешал.
Впрочем, со временем, по мере выстроения писательской иерархии, с приездом Горького, у Бабеля наладился и быт. «Был еще жив Горький, и он тоже был тогда ментор Бабеля. Поэтому он действительно был очень успешный. Потом – он жил в очень хорошем нэповском доме, в центре Москвы, недалеко от Яузского бульвара. У него был дом вместе с инженером из Австрии – Штайнером. У него был хороший «Форд». (Р. Крум). Добавлю еще дачу, доставшуюся после расстрела Каменева.
Нет, я не осуждаю, человеческая природа такова. Тем более так жила вся верхушка Страны Советов (куда ей до нынешнего времени). Но, с другой стороны, зачем говорить о всеобщем равенстве?
Собственно, эту статью я решил написать с подачи одного из моих оппонентов: «Автор утверждает, что Горький «возненавидел людей». Не знаю, может, и возненавидел, но вот читая как-то воспоминания еврея Бабеля, я обратил внимание на такой факт: Бабель приехал к Горькому в Петроград на Морскую улицу, записался на прием. И великий писатель, живой классик, «литературный барин», «возненавидевший людей», вышел к нему ровно в шесть, как и условились, принял его, прочитал рукописи, и не просто прочитал, а вдумчиво, с карандашом в руках, вникая в каждую фразу, каждое слово!.. Об этом же я писал в приведенной ссылке – об отношении Горького, «возненавидевшего людей», к молодым писателям.
Хоть один ли из нынешних писателей способен так отнестись к начинающему коллеге, не боясь вырастить конкурента?.. Вряд ли!»
.
К творчеству Бабеля я всегда относился плохо – не литература это. Впрочем, это только мое мнение: на вкус и цвет товарищей нет. Знаю людей, которым Бабель нравится. Но раз упомянули Бабеля – почему бы не поразмышлять о нем? Своеобразный человек в интересную эпоху…
Почему же Горький тогда выделил Бабеля? Талант увидел? Но у Бабеля было только несколько полупорнографических рассказов. Скорее, почувствовал единомышленника по отношению к мирозданию. Не случайно, наверное, впоследствии писал Бабель в дневнике: «Почему у меня непроходящая тоска? Потому, что (...) я на большой, непрекращающейся панихиде». Этот настрой близок к Горькому, пожалуй, раннему Горькому.
Бабель воспевал секс и насилие – и это тоже было близко Горькому. Отношение к людям – одинаковое! «С февраля по апрель 1930 года он, по его собственному определению, «принимал участие в кампании по коллективизации Бориспольского района Киевской области». Вернувшись в Москву в апреле 1930-го, Бабель сказал своему другу Багрицкому «Поверите ли, Эдуард Георгиевич, я теперь научился спокойно смотреть на то, как расстреливают людей». В начале 1931 года Бабель вновь отправился в те места...» (В. Кожинов, «Россия ХХ век. 1901-1939»). Горький – тот нет, он был не таким, он плакал. Крокодиловыми слезами.
Горький не боялся вырастить конкурентов? А кого он вырастил, выпестовал? «Его неприязнь и злость к подлинным талантам, которые гипотетически могли бы соперничать с ним на литературном Олимпе, сочеталась с восторгами и очевидно завышенными авансами, которые он раздавал сомнительным дарованиям, не имевшим амбиций взобраться на этот Олимп и составить ему конкуренцию. Теперь, по прошествии шестидесяти-семидесяти лет, можно судить, насколько обоснованны были его прогнозы. Имена называть бесполезно: их давно уже никто не помнит! А Горький выставлял им оценки, которые пришлись бы впору Достоевскому или Чехову». (А. Ваксберг).
Ему же вторит и Дмитрий Быков («Был ли Горький?»), которого, как он сам пишет «всегда любил»: «Кому он помогал из молодых? Чьи были эти десятки рукописей, которые он беспрерывно и самоотверженно просматривал? Приходится признать, что на девять десятых это были сочинения авторов самодеятельных, непрофессиональных, либо дебютирующих в литературе, либо так ничего и не сотворивших со времен дореволюционного дебюта». Вот и ответ, боялся ли Горький вырастить конкурентов.
Другой мой оппонент написал: «…вот список писателей, написавших чудную книгу о Беломорканале. Помимо Горького, там Виктор Шкловский, Катаев, Зощенко, Ильф и Петров, Алексей Толстой, Бруно Ясенский, Вера Инбер, ну еще кое-кто не из последних». И Платонов, добавлю, туда же просился. Не взяли. А вот Булгаков отказался. Что же, всех этих певцов ГУЛАГа, приравнять к Горькому? Нет, все они на нюрнбергскую скамью не тянут. Кто-то испугался за свою жизнь (и это вполне, кстати, объяснимо), кто и впрямь, возможно считал верным систему террора, кто-то просто приспособленец-лизоблюд. Гадкий поступок они совершили. Но понять отчасти можно, а если бы еще и покаялись перед смертью, то и простить.
Горький стоит особняком. Он – организатор, певец-агитатор. Он благословил и обелил массовый террор. И миллионы жертв огульной коллективизации тоже на его руках. «Горький своей поддержкой вдохновил Сталина на беспощадную коллективизацию деревни и он же предостерег от опасности быть обвиненным в чрезмерных жертвах… Безоговорочная и восторженная оценка Горьким насильственной коллективизации была для Сталина огромной – моральной и политической – поддержкой» (А. Ваксберг «Гибель буревестника»).
А Бабель? Он такой же, как все. В 1937 году его попросили высказаться по поводу одного из московских процессов. Он написал (попробуй – откажись) статью «Ложь, предательство и смердяковщина». Возможно, он оказался даже лучше других – обычная статья, набор штампов. И запись в дневнике: «Очень плохо живется: и душевно, и физически – не с чем показаться к хорошим людям».
Настал 1939 год, Бабеля арестовали. Причина? Причин можно назвать несколько. Так, Анна Ахматова писала про Пильняка: «Но погубило его – как и Бабеля – близость к НКВД. Обоих тянуло дружить и кутить с высокими чинами оттуда: «реальная власть», острота ощущений, да и модно было. Их неизбежно должно было всосать в воронку».
Действительно, модно. Многие так поступали. «У него были такие хорошие связи с НКВД в разных регионах России, были контакты… госпожа Мандельштам спрашивала – а зачем вообще? И он сказал – мне интересно, как пахнет это, что такое НКВД, мне интересно» (Р. Крум).
И он не кривил душой! Таким был Бабель. Он даже писал книгу о ЧК. «...не знаю, справлюсь ли, – признавался писатель, – очень уж я однообразно думаю о ЧК. И это оттого, что чекисты, которых знаю... просто святые люди. И опасаюсь, не получилось бы приторно. А другой стороны не знаю. Да и не знаю вовсе настроений тех, которые населяли камеры, – это меня как-то даже и не интересует» (В. Кожинов).
А ведь у его ментора, Максима Горького, было такое же восторженное отношение, как к чекистам, так и полное безразличие к заключенным концлагеря на Соловках. Родственные души!? Нет, не правильно, была ли у них душа в том понимании, как это обычно представляется?
Другой причиной могла быть связь с женой Ежова, арестованного в апреле 1939 года. Евгения (Суламифь) Соломоновна Ежова-Гладун-Хаютина-Фейгенберг. Мужей у нее, как видите, было немало. Самым перспективным оказался Ежов. На нем в конце концов и остановилась. Были и любовники. Шолохов – однозначно. Возможно Бабель, Кольцов и др. Ее называли за характер «стрекозой». Но такой же «стрекозой» по жизни был и Бабель.
Были и муравьи. Разные. Мирмики (из книги «Баранкин, будь человеком») чем-то напоминают чекистов, остальные – всех остальных. И те и другие трудились. Даже по ночам. А стрекозы-бабели порхали и пели.
«Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза…
«Я без души Лето целое все пела». – «Ты все пела? Это дело: Так пойди же, попляши!"
Последний раз Бабель поплясал в январе 1940 года. Его тело сожгли, а прах сбросили в общую могилу. Туда же потом сбросили и прах Ежова.
«... я не нахожу в своей душе ни жалости, ни сочувствия к ним. Конечно, никаких преступлений против партии и государства, которых их обвиняли, они никогда не совершали... Но была за ними другая, более страшная вина – они не только создали это государство, но и безоговорочно поддерживали его чудовищный аппарат бессудных расправ, угнетения, террора, пока этот аппарат не был направлен против них». (Л. Я. Шатуновская).



Послесловие после удаления статьи на сервере "Проза.Ру".

Статья была удалена после гневной речи автора Прозы.Ру г-жи Шиваз. Впрочем, понять ее можно: у дамочки было тяжелое детство: «Я, которой с детства юдофобы вопили: жидовская морда, убирайся в свой ИзраИль - очень рада, что являюсь сионисткой и живу теперь в Израиле».
Что же так разгневало эту сионистку? Вот это: «В детские годы его дед был убит во время еврейского погрома. Впрочем, был ли погром? Толерантный германский историк Рейнхард Крум, автор книги «Исаак Бабель» в интервью на «Эхе Москвы» сказал: «Он пишет, что были погромы, что его отец страдал. Мы не знаем. По-моему, это не так, он просто так писал».
За эти строки доктор Р.Крум был назван «немецким юдофобом».
А вот мнение еще одного автора Прозы.Ру, живущего в Израиле. «Сожалею, что удалили вашу статью, я ее прочел с интересом, ничего оскорбительного в ней не было. Шиваз не знаю, но ее утверждение абсурдное, поскольку Крум не является юдофобом».


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Стрекоза и муравьи. Исаак Бабель
СообщениеДобавлено: 04 янв 2012, 22:38 
Не в сети
Автор
Цитата
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 окт 2009, 20:40
Сообщений: 531
Из книги Андрея Буровского: "Курс неизвестной истории. Евреи, которых не было".

" Бабелю не нравится в русских все, начиная с цвета волос, модуляций голосов, причесок и формы носа и ушей.

Солдаты у него — причем солдаты его собственной армии! — это “тифозное мужичье”, которое “катило перед собой привычный гроб солдатской смерти. Оно прыгало на подножки нашего поезда и отваливалось, сбитое ударами прикладов. Оно сопело, скреблось, летело вперед и молчало” [153, с. 137—138]. Русские— это “белесое, босое волынское мужичье” [153, с. 89], а “Россия, невероятная, как стадо платяных вшей...” [153, с. 128].

Слово “аристократ” и даже “принц” повторяется у него в нескольких местах, но всегда только по отношению к евреям. Ни один русский и никогда, ни в одном из рассказов Бабеля, не назван аристократом. Ни один. Даже Александр III для Бабеля не кто иной, как “детинушка”, а члены его семьи вызывают откровенное раздражение и отвращение.

О русских и евреях в “Конармии” говорится даже в разных выражениях, как о представителях разных видов.

То это “немой мальчик с оплывшей, раздувшейся белой головой и с гигантскими ступнями, как у взрослого мужика” [153, с. 136]. То женщина, выдающая за ребенка куль соли, чтобы проехать в эшелоне. Но ее разоблачают, сбрасывают с поезда на ходу и убивают из винтовки [153, с. 85].


Ну ладно, И. Бабель не любил всего русского. Но вот как он рассказывает о людях, которые ему явно симпатичны и к которым он относится, как к дорогим сородичам: “Пот, розовый, как кровь, розовый, как пена бешеной собаки, обтекал эти груды разросшегося, сладко воняющего человеческого мяса” [188, с. 147]. “.. .Насосавшись, как трефные свиньи (контрабандного ямайского рома), еврейские нищие оглушительно начали стучать костылями. Эйхбаум, распустив жилет, сощуренным глазом оглядывал бушующее собрание и любовно икал” [188, с. 150]. “Нездешнее вино разогревало желудки, сладко переламывало ноги, дурманило мозги и вызывало отрыжку, звучную, как призыв боевой трубы” [188, с. 150].

И в других рассказах — практически во всех — то же самое. Даже в автобиографическом “Пробуждении” дети — это “заморыши с синими раздутыми головами” [189, с. 240].

Даже женщину-врача изображает именно в тот момент, когда она обмывает трупик младенца, и “вода бриллиантовой струей стекала по вдавившейся, пятнистой спинке” [191, с. 215].


Ну, язык Бабеля — это особая тема. Все эти “он думает об выпить хорошую стопку водки”, “не имей эту привычку быть нервным на работе”, “погиб через глупость”, “плачу за покойником, как за родным братом”, “мине нарушают праздник”, “или сделайте со мной что-нибудь, папаша, или я сделаю конец своей жизни”,— по существу, просто демонстрация плохого русского. У Джека Лондона описывается “пиджин-инглиш”, упрощенный до идиотизма английский, служивший общению с дикарями на островах Тихого океана. Бабель постоянно сворачивает на своего рода “пиджин-рашен”, ев-рейско-одесский вариант “твоя моя нехолосо понимай”.

Казалось бы, можно и избавиться от такого языка по мере приобщения к культуре... Один из друзей нашей семьи, А. Каз (широко известный своими работами по созданию еврейских земледельческих поселений), например, нанимал логопеда, чтобы избавиться от грассирования: считал, что культурный человек вполне может говорить и без акцента. Но И. Бабель, вероятно, не видит такой необходимости.

Получается необычный и вряд ли распространенный эффект: описание чего-то очень дорогого для автора вызывает у читателя в основном рвотный рефлекс. Ощущение такое, как будто от страниц его рассказов даже пахнет плохо: то ли какой-то прогорклой пищей, то ли прелыми тряпками... В общем, пахнет, как из обезьянника или из бичовского притона, где с год или два не мыли и не проветривали.

Сочетать чтение Бабеля с едой или читать его перед тем, как пойти в гости к приличной чистоплотной женщине, я искренне не советую читателю".


Пожаловаться на это сообщение
Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Быстрый ответ
Имя пользователя:
Заголовок:
Текст сообщения:
Введите текст вашего сообщения. Длина сообщения в символах не более: 60000

Смайлики
:D :) ;) :( :o :shock: :? 8-) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: :geek: :ugeek:
Размер шрифта:
Цвет шрифта

 • Добавить изображение
Настройки:
BBCode ВКЛЮЧЕН
[img] ВКЛЮЧЕН
[flash] ВЫКЛЮЧЕН
[url] ВКЛЮЧЕН
Смайлики ВКЛЮЧЕНЫ
Отключить в этом сообщении BBCode
Отключить в этом сообщении смайлики
Не преобразовывать адреса URL в ссылки
Подтверждение отправки
Для предотвращения автоматического размещения сообщений, на этой конференции необходимо ввести код подтверждения. Код отображён на картинке ниже. Если из-за плохого зрения или по другим причинам вы не можете прочесть код на картинке, свяжитесь с администратором
Код подтверждения:
Введите код в точности так, как вы его видите. Код не зависит от регистра, символа нуля в нём нет.
 


Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron




Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Style supported by CodeMiles Team.